Примерно каждый третий в мире человек относится к возрастной группе до 15 лет, и все эти люди или находятся в процессе полового созревания, или вот-вот подойдут к этому периоду. При этом далеко не каждый из них понимает, что конкретно происходит с организмом в это время. Что важно знать о половом созревании и как говорить об этом с ребенком, ПостНауке рассказала кандидат медицинских наук Анастасия Белова.
Этот материал — часть гида «Подростковый возраст: взросление, секс, любовь», который мы реализуем при поддержке ЮНЕСКО.
Что такое половое созревание
Половое созревание (пубертат) — это процесс изменения организма под действием половых гормонов, которое в норме приводит к фертильности, то есть к способности продолжать род. Половое созревание у девочек начинается примерно в 8–9 лет, а у мальчиков — с 10–11 лет; в это время начинает активно работать гипоталамо-гипофизарно-гонадная ось, объяснить работу которой простыми словами можно следующим образом.
В головном мозге есть область под названием «гипоталамус», которая в определенный момент выделяет железе эндокринной системы — гипофизу — гормоны гонадолиберины (ГнРГ). Гипофиз, в свою очередь, с помощью фолликулостимулирующего (ФСГ) и лютеинизирующего (ЛГ) гормонов активирует работу железы внутренней секреции репродуктивной системы: у женщин это яичники, у мужчин — яички. Так и выстраивается связь «гипоталамус — гипофиз — яичники и яички». В конечном итоге яичники выделяют преимущественно эстрогены (женские половые гормоны), а яички — тестостерон (мужской половой гормон). Причина повышения уровня ГнРГ точно не установлена, но известен результат: активная выработка этих гормонов действует на весь организм, из-за чего постепенно начинает изменяться все: голос, лицо, кожа, рост волос, отложение жира, строение тела. Так девочки и мальчики, чьи внешние телесные различия до начала полового созревания определяются практически только половыми органами, оказываются совершенно непохожи друг на друга.
Какие изменения происходят у девочек
Первый признак того, что у девочки начинается половое созревание, — это изменение молочных желез: сначала они уплотняются вокруг сосковой области, становятся более чувствительными, затем начинает откладываться жировая клетчатка, развиваться железистая ткань, грудь приобретает определенную форму. Через 2–3 года после начала роста молочных желез происходит становление менструального цикла, возникает способность к деторождению. Наряду с этим формируется типичное для женщин оволосение: волосы начинают расти в области лобка и подмышками.
Дальше под воздействием половых гормонов начинают активно расти матка и влагалище, меняется их флора. Может измениться запах выделений и запах пота, которые располагаются в паховых складках. Как итог, девочка имеет менструации, определенное строение тела со вторичными половыми признаками, определенный тип отложения жировой клетчатки.
В 1969 году британский педиатр Джеймс Таннер разработал возрастную шкалу изменений, происходящих в период полового созревания. Так, если у девочки в 13 лет еще не стали развиваться молочные железы, родителям ребенка стоит проконсультироваться с врачом. И если в 15 лет отсутствуют менструации, хотя молочные железы уже развиты, также стоит задуматься о визите к доктору. Причиной задержки первых месячных чаще всего оказываются тяжелые хронические заболевания внутренних органов, интенсивные занятия спортом и дефицит массы тела.
При этом стоит отметить, что врачи рекомендуют не пренебрегать регулярными наблюдениями у гинеколога: осмотры должны начинаться с первой менструации или с первого полового акта, если он произошел до первой менструации (или если наблюдаются признаки задержки полового развития), и повторяться ежегодно.
Какие изменения происходят у мальчиков
Во время полового созревания у мальчиков под действием гормонов увеличиваются размеры яичек и полового члена, возникает эрекция и появляются сексуальные фантазии, при этом начинается сперматогенез — процесс выработки сперматозоидов. В этой связи могут случаться поллюции — непроизвольные семяизвержения, которые обычно происходят во сне под утро. В норме способность к репродукции у мальчиков устанавливается в среднем в 14–16 лет; в свою очередь, отсутствие признаков развития яичек до 14 лет — повод обратиться к врачу.
Если вторичный половой признак у девочек — это в первую очередь молочные железы, то ко вторичным половым признакам у мальчиков относятся борода, усы, низкий тембр голоса. Все это приобретается в период полового созревания под действием тестостерона: появляются лобковые волосы, возникает волосяной покров подмышками, на груди, под белой линией живота, на плечах, на лице. К 14–15 годам происходит ломка голоса: сначала он может стать тоньше, но затем приобретает более низкое звучание.
В конце периода полового созревания у мальчиков начинается прирост мышечной массы: он достигает максимума через год после скачка роста, который, в свою очередь, происходит в 12–16 лет. Также некоторые части тела — плечи, челюсти — растут быстрее других, что также приводит к заметным различиям в мужском и женском телосложении. В результате к концу пубертата мальчики имеют более тяжелые кости и почти вдвое больше мышечной массы, чем девочки.
Даже при отсутствии каких-либо явных нарушений и жалоб мальчику важно побывать на приеме у уролога: осмотры обычно начинаются в 14 лет и повторяются ежегодно.
Это свойственно всем
Также во время полового созревания подростков нередко беспокоит угревая сыпь: половые гормоны увеличивают секрецию жира сальными железами кожи, что способствует повышенному росту бактерий и появлению высыпаний. В большинстве случаев эти проявления исчезают к концу пубертата. Еще одна подростковая боль — появление более резкого запаха пота подмышками. Это еще одно естественное следствие действия половых гормонов, оно считается нормой.
Особенные подростки
Кроме мальчиков и девочек существуют те, кто с рождения не вписывается в бинарную систему «мужчины — женщины». Это, к примеру, люди с синдромом Шерешевского — Тернера, Майера — Рокитанского — Кустера — Хаузера, также с синдромом нечувствительности к андрогенам и врожденной дисфункцией коры надпочечников. Все эти случаи объединены термином «интерсексуальность», но каждый из них имеет свои особенности.
При нечувствительности к андрогенам у подростка есть мужские половые гормоны и в брюшной полости есть яички, но они не «спускаются» в мошонку, и внешне подросток развивается как женщина. При синдроме Шерешевского — Тернера наблюдаются низкорослость, половой инфантилизм и множество других аномалий. При синдроме Майера — Рокитанского — Кустера — Хаузера девочка внешне развивается нормально, приобретает вторичные половые признаки, однако не имеет функциональной матки и не может иметь детей естественным путем.
Нередко родители не знают, как правильно поддерживать и информировать таких детей. В результате подросток чувствует сильнейший стресс на фоне непонимания, что с ним происходит. Также дети с особенностями могут подвергаться травле со стороны ровесников, которые, столкнувшись с чем-то неизвестным, могут испытывать страх и выражать это в форме агрессии.
Системный семейный психотерапевт Марина Травкова:
— Ребенку-интерсекс важно в доступных словах, соответственно возрасту, рассказать о том, как образуется биологический пол и какие бывают варианты. Важно донести, что хоть он и другой, но все мы по-своему другие: например, можно сказать, что таких, как он, в мире столько же, сколько и рыжеволосых, а это немало. Будьте на стороне ребенка, любой ребенок, каким бы он ни был, всегда заслуживает принятия.
Как подготовить ребенка к пубертату
Рассказ об особенностях полового созревания — очень важная задача родителей: это помогает подростку плавно и менее болезненно пройти период пубертата. В противном случае мальчик, впервые обнаруживший поллюции, испытывает страх и тревогу; девочка, которая сталкивается с первыми маточными кровотечениями, может посчитать себя смертельно больной. Все эти события закладывают психологические травмы.
Психологи рекомендуют начинать разговоры о теле и здоровье с 3 лет, когда уже сформирована базовая детская осознанность. В это время можно объяснить ребенку, что у всех людей есть половые органы: они называются «половой член», «половые губы», «влагалище». Причем эксперты рекомендуют называть половые органы именно так, а не с помощью эвфемизмов. Также очень важно поговорить о том, кому их можно показывать, а кому нельзя.
Со временем, соответственно возрасту, можно информировать ребенка более широко: с 7–8 лет психологи рекомендуют рассказывать, что в будущем настанет период, который сопровождается разными переменами; все они приведут к формированию взрослого человека, способного продолжать род. Для закрепления информации можно использовать литературу, которая подходит ребенку по возрасту и потому будет ему интересна и понятна.
Еще один важный этап в информировании ребенка — рассказ о том, что у девочек и мальчиков переходный возраст сопровождается неодинаковыми изменениями; также существуют люди, которые имеют те или иные личные особенности, и этого не стоит бояться. Это поможет ребенку лучше понимать себя и окружающих, снизит вероятность травли особенных детей.
Как пубертат отражается на психоэмоциональном состоянии
Активная выработка гормонов стимулирует рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи и репродуктивных органов, таким образом охватывая весь организм. При этом эмоции, чувства и, как следствие, поведение человека не управляются половыми гормонами напрямую. К примеру, если ребенок изначально был склонен к агрессии, пубертат может спровоцировать бóльшую агрессию, но на фоне, например, полового влечения, природу которого подросток не понимает, а не сам по себе. Именно поэтому важно говорить с ребенком о половом созревании заранее: в этом случае он не столкнется с неизвестными и пугающими его явлениями.
В чем заключается мост между детством и зрелостью
Во время пубертата происходят серьезные физиологические изменения, на фоне этого процесса меняется и сам человек, его мысли, чувства и желания. Начало пубертата стимулирует платоническое влечение, начало менструаций и сперматогенеза соответствуют появлению эротического влечения, а после полного созревания репродуктивной системы возникает и сексуальное влечение. В результате человек задумывается об отношениях с теми или иными людьми и, возможно, собственной семье в будущем.
При этом стоит отметить, что есть люди, которые не чувствуют сексуального влечения и в зрелой жизни идентифицируют себя как асексуальных, и многим из них это не мешает влюбляться. Так или иначе, проходя через половое созревание, любой человек в конечном итоге формируется как взрослая личность.
На физиологическом уровне разница между ребенком и взрослым очевидна, но как родители могут объяснить ребенку, что значит быть взрослым? На уровне психологии эту грань обозначить сложнее, но вероятное объяснение может заключаться в том, что взрослая жизнь — это ответственность, в том числе за дальнейшие действия со своим телом. Взрослый человек понимает, чего он хочет, где пролегают его личные границы и для чего они необходимы, как пользоваться средствами контрацепции, какими они могут быть, как реагировать на те или иные явления. При этом взрослый человек осознанно воспринимает те изменения, которые с ним произошли, и готов к дальнейшей жизни в новом статусе.