Специалисты ТюмГУ зафиксировали, что среди дошкольников растет число мальчиков с избыточной массой тела и ожирением. У девочек того же возраста такой тенденции не наблюдается. Ученые полагают, что это связано с общим снижение активности у детей в связи с распространением цифровых технологий, от которых больше страдают мальчики, чем девочки, так как первым от природы требуется больше активности. При этом мальчики с избыточной массой тела показывают большие интеллектуальные результаты, чем их сверстники с нормальным весом.
«Четырехлетний мониторинг среди дошкольников 6-7 лет в Тюмени показал, что количество мальчиков с избыточной массой тела в период с мая 2017-го по май 2019 года увеличилось с 10 до 12 процентов, с ожирением – с 4 до 5 процентов. При этом не произошло увеличения количества девочек с избыточной массой тела и ожирением, но и не выявилась тенденция и к уменьшению числа таких детей», – сообщила одна из авторов исследования, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных основ физической культуры и спорта Тюменского государственного университета Татьяна Завьялова.
Она также отметила, что имеющиеся в настоящее время научные данные об особенностях физической подготовки и показателях развития детей 6–7 лет с избыточной массой тела и ожирением представлены фрагментарно и недостаточны для определения педагогических путей оптимизации показателей физического здоровья и развития детей этой возрастной категории.
При этом, результаты исследования, проводимого среди детей, живущих в Тюмени и опубликованного в «Вестнике Томского государственного университета» показали, что наличие избыточного веса и ожирения у обследованных дошкольников не являлось препятствием в достижении высоких результатов развития двигательной и умственной сферы. По данным диагностики их среднегрупповые показатели имели несущественные отличия, а по некоторым шкалам даже превосходили вышеназванные показатели по сравнению с детьми, имеющими нормальную массу тела.
В процессе исследования измерялись рост дошкольников и рассчитывался индекс массы тела. Для определения физической подготовки анализировались результаты выполнения контрольных испытаний (бег на 30 и 300 метров, челночный бег, прыжки в длину с места, наклон вперед из положения стоя на опоре и так далее). У этих же дошкольников проводилась оценка умственного развития с помощью стандартизованных методик для изучения уровня развития восприятия («Эталоны», «Перцептивное моделирование»), наглядно-действенного мышления («Схематизация»), логического мышления («Систематизация»).
В процессе исследования измерялись рост дошкольников и рассчитывался индекс массы тела. Для определения физической подготовки анализировались результаты выполнения контрольных испытаний (бег на 30 и 300 метров, челночный бег, прыжки в длину с места, наклон вперед из положения стоя на опоре и так далее). У этих же дошкольников проводилась оценка умственного развития с помощью стандартизованных методик для изучения уровня развития восприятия («Эталоны», «Перцептивное моделирование»), наглядно-действенного мышления («Схематизация»), логического мышления («Систематизация»).
Обладая большей потребностью в ней на всех этапах возрастного развития, мальчики страдают от ее неудовлетворения больше, чем девочки», – отметила заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных основ физической культуры и спорта Тюменского государственного университета, другой автор исследования Ирина Стародубцева.
При анализе уровневых характеристик умственного развития детей с разной массой тела выявлены схожие данные между группами девочек. В то время как среди мальчиков с избыточной массой тела отсутствуют дети с низким уровнем умственного развития и гораздо больше детей с высоким уровнем такого развития, чем в группе дошкольников с нормальной массой тела. Получается, что наличие ожирения не только не препятствует полноценному умственному развитию мальчиков дошкольного возраста, но и в какой-то степени способствует ему.
«Предполагаем, что мальчики с избыточной массой тела, испытывая затруднения в реализации двигательной активности, выбирают для себя более комфортные виды занятий — игры малой подвижности, развивающие настольные или компьютерные. Такие занятия способствуют их умственному развитию на данном этапе в большей степени, чем активная двигательная деятельность у мальчиков с нормальной массой тела», – сказала Ирина Стародубцева. По мнению ученых, полученные результаты нуждаются в дополнительной проверке устойчивости обнаруженных тенденций.ъ