Авторизация
Logo
endo-profi.ru
Ликбез о биологическом поле и гендере. Почему обществу невыгодна бинарная система идентичности? (часть 2)
Рубрики:
Интересно

Гетерохромия — одно из проявлений генетического химеризма. Фенотипические проявления химеризма могут быть как незначительными — например, отличия по форме больших пальцев, разная скорость роста волос на разных участках тела, — так и более заметными, например, неравномерная пигментация кожи, а в случае гермафродитных организмов — наличие двойственных половых органов

Интерсексы и химеры: как формируется небинарный биологический пол?

При формировании фенотипа проходит огромное количество промежуточных этапов. На каждом из них что-то может пойти не так, и о некоторых отклонениях люди могут даже не догадываться всю свою жизнь. Выявить аномалии можно только при анализе тканей. Иногда в организме могут одновременно оказаться разные генотипы — и ХХ, и XY. Однажды в Королевский госпиталь в Мельбурне обратилась беременная женщина 46 лет, которая хотела выяснить, всё ли в порядке с её третьим по счету ребенком. Генетические анализы клеток крови и эпителия внутренней поверхности щек выявили, что значительная их часть имеет не женский, а мужской генотип. Ученые склоняются к выводу, что XY-клетки женщины — это остатки тканей её сына — брата-близнеца, делившего утробу с дочерью. Это называют «близнецовым» химеризмом, когда из-за сращения кровеносных сосудов гетерозиготные близнецы передают друг другу свои клетки.

Людей, организм которых состоит из генетически разнородных клеток, называют химерами. У человека (и, возможно, у всех плацентарных) наиболее распространённой формой нарушений внутриутробного развития является эмбриональный химеризм, при котором клетки плода проникают через плаценту и создают клеточные клоны в организме матери. Когда одновременно оплодотворяются несколько яйцеклеток (в подавляющем большинстве случаев две), на ранней стадии развития происходит их слияние с эмбрионами в один организм. Такой тип химеризма называют тетрагаметическим. В противном случае родились бы разнояйцевые (гетерозиготные) близнецы — двойняшки, а не идентичные дети. В основном, химеризм не имеет никаких разрушительных последствий. Это явление настолько редкое, что среди людей пока зарегистрировали только 100 подтвержденных случаев. Это может быть связано с тем, что особых признаков химеризма, кроме некоторых физических особенностей, например, двух глаз разного цвета, нет.

Наиболее негативное влияние на жизни людей оказывают другие особенности процесса формирования пола. Например, у интерсексов, рождённых с половыми характеристиками (включая гениталии, половые железы и набор хромосом), которые не вписываются в стереотипы бинарной системы восприятия мужского и женского тела. У таких людей часто находят и женские, и мужские половые органы, а у некоторых интерсексов также возникают сложности при попытках завести детей из-за нетипичного строения гениталий. Но в целом интерсексы выглядят и чувствуют себя как самые обычные люди. По смелым оценкам журнала Nature примерно один человек из ста рождается и вырастает с нарушениями в формировании пола. Интерсекс-люди сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией с самого рождения или же с момента обнаружения интерсекс-вариации. Уязвимость интерсексов связана со многими явлениями вплоть до детоубийства, отказа от ребенка и хирургическими вмешательствами или гормональной терапии в целях создания более социально приемлемых половых характеристик. Для того, чтобы права и интересы таких людей учитывались, всё больше исследователей склоняются к идее того, что бинарная концепция пола устарела, и стоит рассматривать пол как непрерывный спектр, на противоположных концах которого расположены мужчина и женщина.

Системно-биологический взгляд на пол развивался учеными-антропологами, которые исследовали суть двуполости. Со временем было обнаружено, что мужское развитие активно включается наличием определенного гена на Y-хромосоме. В 1990 году газеты пестрили заголовками об идентификации этого гена, который назвали SRY. Именно он переключает гонаду с развития яичников на развитие яичек. Открытие SRY дало более ясное представление о том, как происходит предопределение пола в организме человека. Учёные также исследуют химеризм, мозаицизм по половым хромосомам (наличию генетически различающихся клеток в тканях), которые приводят к интерсекс-состояниям. Так расширяется половой спектр и учитываются особенности разных людей.

Однако культивирование идей о биологических различиях между полами свойственно именно «двуполой» модели — это прослеживается в современных взглядах на гендер. Поэтому сегодня благодаря исследованиям учёных и развитию интернет-коммуникации, которая позволяет людям узнавать много нового о себе и своём теле, гендерные стереотипы начинают размываться. О новых идентификациях мы сейчас с вами и поговорим.

Социальное моделирование пола: что конструирует гендер?

Мы разобрались, что представляет собой понятие биологического пола. Употреблять его в качестве синонима к термину «гендер» нельзя, несмотря на то, что пол и гендер связаны между собой.

Слово «гендер» в научный оборот ввёл американский сексолог Джон Мани в 1955 году. Он был первым, кто попытался найти название для обозначения не биологической дифференциации индивидов. Мани хотел изолировать понятие пола и оставить его исключительно для вопросов о строении половых систем. Поэтому ему нужен был термин, который описывал бы опыт людей, испытывающих дискомфорт из-за несовпадения между своей идентичностью и полом, приписанным при рождении. Для этого он использовал слово «гендер», которое раньше встречалось только в грамматике английского языка и обозначало род.

Гендер определяется как способ существования пола, совокупность маскулинных и феминных качеств, присущих мужскому и женскому социальному поведению. То есть суть его сводится к идее социального моделирования пола. Гендерный подход предписывает человеку выполнение определенных половых ролей. Однако при этом маскулинное и феминное начала могут в равной степени присутствовать в личности.

Современные учёные понимают гендер как сложную взаимосвязь трёх основных измерений: тела, идентичности и социума.

Все три аспекта важны для понимания гендера. Тело и опыт нашего организма создают гендерное разделение тел и определяют, как другие взаимодействуют с нами, основываясь на том, как мы выглядим. Идентичность подразумевает названия и ярлыки, основанные на нашем глубоко укоренившемся внутреннем чувстве себя, которые мы используем, чтобы обозначить гендер. Сформирована идентичность и телом, и его индивидуальным физическим и психологическим опытом. Социальный аспект гендера включает в себя гендерные роли и ожидания, а также то, как общество использует их для соответствия современным нормам.

Каждое из этих измерений формирует комфорт человека в своем гендере. Давайте рассмотрим их подробнее.

Тело: как гендерные стереотипы воздействуют на социальные группы и какой философы и психологи видят гармоничную личность?

Начнем с разговора о теле. Гендерные представления о том, как должны выглядеть мужчины и женщины в разных культурах, сформированы тем, что в обществе неизменными остаются стереотипы о различиях в требованиях к мужскому и женскому телу. Так формируется социальная оценка нашего внешнего вида. Сами гендерные представления изменяются на протяжении всех этапов развития общества вместе с представлениями о красоте. Например, в современном обществе стройность, хрупкость, отсутствие волос на теле являются атрибутами женственности, тогда как физическая сила — это атрибут маскулинности. Гендерные требования к внешности можно назвать меняющимся веянием моды, поскольку на различных этапах развития общества каноны красоты менялись. В 20-е годы среди женщин привлекательными казались мальчишеские фигуры, в 50-е были популярны широкие бедра в комплекте с тонкой талией по канонам эпохи Барокко, в 60-е в почете была худоба вплоть до анорексии, в 80-е начал набирать популярность тренд на крепкую, спортивную фигуру, в 90-е привлекал высокий рост и параметры 90–60–90.

Согласно гендерным стереотипам западноевропейского общества, преимущественно для женщины физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мужчине предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (профессиональные успехи, высокий материальный доход, развитие умственных способностей). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для женщины, по этим стереотипам, более значимо, чем для мужчины. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в феврале 2020 года, наибольшее количество респондентов мужского пола (29%) ответили, что в женщинах их больше всего привлекает именно внешность и красота, что позволило занять этому критерию первую строчку в сравнении с образованностью, трудолюбием или чувством юмора.

При этом гендерный анализ различий в степени удовлетворенности собственной внешностью свидетельствует о наличии тенденции, согласно которой среди женщин более выражено негативное отношение к своему телу по сравнению с мужчинами. Но такая гендерная «сегрегация» по внешним признакам встроена в правила жизни социума настолько, что не ощущается большинством людей как ограничения.

Современная гендерная теория предлагает рассматривать феминность и маскулинность в качестве знаковых социальных конструктов. Они воссоздаются культурой посредством идеологии, образования и воспитания.

В начале 70-х годов американская психологиня Сандра Бем предложила концепцию андрогинии, по которой предполагалось, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики. Как выяснилось, андрогинная личность может предоставить более гармоничный стандарт психического здоровья в обществе, где ригидная типизация половых ролей изживает себя. Бем и ее коллеги представили результаты исследований, которые выявили, что индивиды, обладающие строго привязанными к их полу характеристиками, оказались менее приспособленными к жизни. А вот андрогинный тип личности, который сочетает в себе черты разных полов, имеет наиболее богатый репертуар полоролевого поведения, потому что отказывается от гендерных стереотипов.

Вообще андрогинность как некий человеческий идеал рассматривалась ещё в работах античных философов. Разнообразие половых вариаций нашло отражение в мифах и некоторых философских концепциях, которые исследуются современными учёными. Вопрос происхождения полов поднимался ещё до библейских времен. Древние египтяне верили в двуполое существо — бога-гермафродита Атума, который держал «женскую свою часть» в руке и однажды выплюнул изо рта первую божественную пару на земле: богиню-кошку Тефнут и её мужа Шу. А у древних греков существовал миф о двуполом юноше Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты, в которого влюбилась нимфа Салмакида, и боги соединили их тела в ответ на её просьбу никогда не разлучаться с избранником. А в сочинении Платона «Пир» существовало не два пола, а три. Мужской происходил от Солнца, женский — от Земли, а третий пол, дети Луны, состоял из женского и мужского одновременно. Андрогины обладали особыми качествами и превосходили остальных и, когда они начали угрожать власти богов, Зевс ударом молнии разрезал их на две половинки — мужчину и женщину, чтобы лишить силы. Так в «Пире» Платон дал толчок для дальнейших исследований андрогинности.

Философы-идеалисты XIX и XX веков, например, Якоб Бёме и Франц Баадер полагали, что смысл половых отношений заключается не в продлении рода, а в стремлении к воссоединению противоположностей, и андрогинность, как единство феминной и маскулинной составляющих — это воплощение истинного человека, божественного идеала, к которому должны стремиться люди.

Человеческие тела являются гендерными в контексте культурных ожиданий. Маскулинность и феминность приравниваются к определенным физическим атрибутам, обозначая нас как мужчину или женщину в зависимости от степени, в которой эти атрибуты проявляются.

Продолжение следует

источник