Этот миф развенчан давно. Что не мешает ему бродить с сайта на сайт, из текста в текст, всплывать в «авторитетных» медицинских публикациях, служить основной для художественных фильмов и фундаментальной базой для объяснения собственных неудач и несостоятельности.
Живучестью этот миф про 10% обязан своей научной, как это ни странно прозвучит, подоплеке. Потому что 100 лет тому назад его запустили в обращение одни известные ученые, а спустя полвека подтвердили другие, не менее авторитетные.
Дело было так.
В 1890-м году два американских философа и психолога Уильям Джеймс и Борис Сайдис разработали теорию ускоренного развития ребенка. Возможность проверить теорию на практике им выдалась, когда в 1898 году у Бориса Сайдиса родился сын Уильям.
Обучение мальчика шло на девяти языках: родном английском, французском, немецком, русском, иврите, турецком, армянском, греческом и латыни. К полутора годам Уильям свободно читал на английском. К пяти в совершенстве владел всеми остальными языками. К восьми написал 4 книги.
IQ маленького гения был наивысшим, зафиксированным за всю историю тестирования, и составлял 300 баллов.
В 11 лет он поступил в Гарвард, в 12 его пригласили читать лекции по четырехмерному пространству. В 17 лет вел курс неевклидовой геометрии и тригонометрии в Университете Райса.
В 1908 году Уильям Джеймс, опираясь на опыт создания вундеркинда из обычного ребенка, написал в одной из своих работ: «люди используют лишь небольшую часть своих умственных и духовных ресурсов».
Косвенным подтверждением этих выводов Джеймса были научные эксперименты нейробиологов начала века. Тогда ученые, пытаясь измерить активность нейронов, пользовались стандартным методом неполной индукции.
(Для справки: Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений).
Исследовать поштучно десятки миллиардов нейронов головного мозга было просто невозможно. Поэтому ученые брали небольшой участок, определяли процент активных и неактивных нейронов и экстраполировали это соотношение на всю оставшуюся часть мозга.
Понятно, что в каждый отдельный момент не все участки нашего мозга задействованы полностью. Когда мы читаем, активизируются одни участки мозга, когда рубим дрова — другие.
Основываясь на результатах этих исследований, ученые сделали вывод, что мозг активно использует только 10% своих ресурсов.
А опровергнуть их в тот момент никто не мог, потому что до изобретения МРТ было еще долгих 70 лет.
Новая подпитка старого мифа произошла в 1936 году, когда в свет вышла книга Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». В предисловии к этой книге известный американский публицист Лоуэлл Томас зачем-то упомянул пресловутые 10%, сославшись при этом на одного из авторов теории ускоренного развития: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей».
Книга Карнеги стала бестселлером. Только за первые 8 месяцев было продано более полумиллиона экземпляров. Так вместе с полезными практическими советами гениального психолога был растиражирован миф.
И понеслось…
С годами, с усовершенствованием методов исследования головного мозга, с появлением нового медицинского оборудования число сторонников этого мифа среди ученых уменьшалось по экспоненте и в конце концов полностью исчезло. Но вот среди обычных «пользователей» мозга «городская легенда» про 10% свои позиции не сдает до сих пор.
Почему этот миф неистребим?
Потому что удобен.
Кому?
В первую очередь, многочисленным ясновидящим, экстрасенсам и шарлатанам разного калибра. Ведь десятью процентами КПД легко объяснить, почему одним дано чинить карму и предсказывать будущее, а другим нет.
А еще он хорош для упреков. Вот посмотри на N: он закончил два института, выучил пять языков, устроился работать на крутую фирму, гребет деньги лопатой, а ты — лох, ничего в этой жизни не добился потому что тебе лень включить мозг на полную катушку…
P. S. Жизнь у Уильяма Сайдиса не сложилась. Сначала Уильям бросил университет — студенты без уважения относились к юному преподавателю, коллеги-преподаватели тоже не принимали всерьез. Потом вообще ушел из математики в юриспруденцию, был арестован за участие в демонстрации…
Остаток жизни гений прожил отшельником, работал бухгалтером и судился с газетами, которые писали про эксперимент его отца с собственным ребенком. Умер Уильям в 46 лет от кровоизлияния в мозг.
P. P. S. Пять аргументов, которые опровергают миф
1. «Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того увеличенный череп повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
2. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
3. Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
4. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.
5. Нейронные заболевания: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение».
Источник:theageofhappiness.com