«Минздрав предупреждает: употребление алкоголя вредит вашему здоровью» и «безопасной дозы не существует» — фразы, известные всем. Тем не менее, обывательские мнения вроде «бокал за ужином ни на что не влияет» и «я могу тут же перестать пить, если захочу» распространены не меньше. Что такое высокофункциональный алкоголизм и где грань между осознанным потреблением и отрицанием зависимости, разбирается практикующий психолог Екатерина Давыдова.
«Ты приходишь в ресторан. Ты берешь бутылку вина или ты пьешь коктейли, вкусные, классные. Тебе не хочет ходить в рюмочную — тебе хочется ходить в красивые места, с красивыми людьми, красивыми коктейлями. Дома тебе хочется пить хорошое вино», — так в подкасте «Зависимость» описывает свои отношения со спиртным креатор и продюсер Геля, которая, по ее словам, всегда представляла алкоголика как соседа Кузьмича, валяющегося пьяным под лавкой.
«Были моменты потери контроля, но ничего страшного не случалось: напился у себя дома, пьяный пришел в кровать, лег спать — с утра проснулся, похмелье, очень плохо работал. Вот, собственно, и вся моя история — ничего более трагичного, чем это не случалось. Я понимаю, что для большинства людей — это вполне терпимо. Обычное дело. Обычная пятница», — продолжает предприниматель Андрей Дороничев в выпуске, посвященном высокофункциональному алкоголизму. Это понятие ввели в оборот в 2007 году ученые американского Национального института по борьбе со злоупотреблением алкоголем, заявив, что в США «почти 20% больных алкоголизмом высокофункциональны, достаточно образованы и имеют хороший доход».
В целом так называемый «высокофункциональный алкоголизм» — размытое понятие. Традиционно под ним действительно понимают недуг тех, кто, имея признаки зависимости, продолжает функционировать в социуме, выполнять повседневные обязательства на работе и дома. Признать наличия проблемы для этой группы непросто, ведь всегда найдутся аргументы вроде «это никак не портит мою жизнь».
Тем не менее, есть ряд признаков, осознав которые определенно стоит бить тревогу:
- Проблемы с контролем потребления алкоголя даже после того, как был обозначен некий лимит по планируемой порции, сумме трат на напитки;
- Навязчивые мысли о выпивке: когда, где и с кем это планируется делать в следующий раз;
- Нехарактерное поведение по сравнению с трезвым состоянием;
- Отключение сознания, когда не получается вспомнить, что происходило во время употребления;
Кроме того, стоит серьезно насторожиться, если вы:
- Видите юридические проблемы (например, штрафы, аресты за пребывание в нетрезвом виде, неразумные траты по кредитным картам в состоянии опьянения);
- Используете алкоголь, чтобы заснуть;
- Выпиваете в одиночестве, прячете алкоголь;
- Злитесь, когда вам указывают на факт зависимости.
С высокофункциональным алкоголизмом в некотором смысле схож термин «социальный алкоголизм». Московский департамент здравоохранения поясняет, что это явление распространено даже среди тех, кто не считает себя пьющими. Употребление спиртного при этом регулярное (по выходным, вечерам, праздникам), а человек становится раздражительным, если по каким-то причинам не удалось соблюсти «ритуал». Тревожным знаком здесь становится осознание факта: «Я не представляю свободный день без пива, водки или вина».
Кроме того, порой люди продолжают социально функционировать, но начинают «лечить себя алкоголем», чтобы держаться на плаву. Речь идет о ситуациях острого или затяжного стресса, депрессивных состояниях. Не имея желания или возможности обратиться к специалистам, человек начинает употреблять алкоголь для облегчения переживаний. По схожему принципу спиртные напитки используются при сложностях личностного характера, например, неуверенности в себе.
Еще одно смежное понятие — это «умеренное потребление». Здесь человек уже осознает, что алкоголь может стать (или становится) проблемой и ставит себе допустимые границы нормы. С одной стороны, подобная цель не так страшна, как полное воздержание, поэтому иногда действительно помогает начать путь к трезвости. С другой — есть риск, что аддикция будет развиваться под прикрытием иллюзии «я все контролирую». Кроме того, в этом случае остаются не выяснены первопричины того, что алкоголь стал копинг-стратегией, а значит есть риск вернуться к употреблению.
Также стоит предостеречь: если термин «умеренное потребление» используется теми, чьи родители имели зависимости, существует вероятность самообмана по причине того, что понятие нормы может быть искажено. Речь идет о так называемых взрослых детях алкоголиков (ВДА), которые находятся в группе риска по генетическому фактору (вероятность развития зависимости увеличивается в разы). Этот устоявшийся термин описывает людей, выросших в семьях, где взрослые страдали зависимостями. Из-за негативного опыта детства, границы «что нормально, а что нет» — размываются, поэтому человек может называть подконтрольным/умеренным употреблением то, что давно стало опасной аддикцией.
Безопасного количества алкоголя не существует
Тема употребления алкоголя неспроста важна с точки зрения социально-демографической политики, ведь злоупотребление спиртными напитками напрямую связано с психическим и физическим благополучием населения. Так, данные Министерства здравоохранения говорят, что алкоголь вносит наибольший вклад в смертность людей трудоспособных возрастов среди всех поведенческих факторов риска, в разы повышает риск возникновения онкозаболеваний и ухудшает прогнозы лечения.
Кроме того, спиртные напитки — причина развития множества серьезных заболеваний сердца, таких как алкогольная кардиомиопатия, гипертонические кризы и приступы мерцательной аритмии, которые часто осложняются инсультом. Влияет алкоголь и на качество жизни: человек становится слабее, появляется одышка при физической нагрузке, снижаются память и когнитивные функции, развивается депрессия.
Теме вреда алкоголя уделяет внимание и Всемирная организация здравоохранения. В недавней публикации научного журнала «Ланцет» говорится, что не существует безопасных доз употребления. И также отмечается: чтобы определить «безопасный» уровень, необходимо на основании достоверных данных продемонстрировать, что при определенном количестве потребления и ниже этого уровня угроза болезней или травм, ассоциируемых с употреблением алкоголя, отсутствует. Но в настоящее время нет свидетельств о наличии некоего порога, на котором канцерогенные свойства алкоголя «включаются» и начинают проявляться в организме человека. То есть это может происходить уже с первого употребления напитка.
Кроме того, подвергаются сомнению исследования якобы полезных свойств небольших доз спиртного. «Потенциальные положительные для здоровья эффекты употребления алкоголя, о которых говорится в контексте ряда исследований, тесно связаны с выбором групп сравнения и статистических методов, и многие из этих исследований не принимают во внимание другие важные факторы» — говорят представители ВОЗ. Факт о «рюмке для здоровья» опровергают и свежие данные Минздрава.
Несмотря на то, что официальные источники, опираясь на множество данных, говорят об очевидности вреда алкоголя, существуют мнения вне сферы науки, что это не обязательно так. В частности, алкоголь порой романтизируется в популярной культуре.
Например, фильм «Еще по одной», датского режиссера Томаса Винтерберга, показывает историю приятелей за сорок, каждый из которых находится в личностном кризисе. Друзья решают поставить эксперимент: следуя за данными из «научной» статьи (примечание: в действительности такой теории не существует, а ее гипотетическое существование опровергнуто), что для счастья не хватает 0,5 промилле алкоголя в крови, они начинают выпивать каждый день, поддерживая нужный уровень. Хоть фильм и заканчивается кажущимся ощущением выхода из кризиса главного героя, результат эксперимента все же плачевен: у друзей развиваются зависимости, с ними случаются несчастные случаи на фоне употребления.
Другой расхожий аргумент за малые дозы — это позиция «раньше никто про вред не говорил и нормально жили». Но осознание опасности чего-либо по мере развития науки случается в истории не первый раз. Например, подобное произошло с литием. Он был в оригинальном составе напитка «7-Up», знаменитого в США в начале прошлого века своим успокаивающим эффектом. Но уже в 1950-х литий начали использовать подконтрольно, в рецептурных препаратах для лечения психических расстройств, а состав напитка изменили на безопасный.
Возможно, в чем-то схожий тренд мы сегодня наблюдаем в отношении сахара. Торты с кремом и трубочки со сгущенкой хоть и продаются повсеместно, но все больше исследований говорят о том, что сахар может вызывать зависимость (в частности, это изучалось в отношении крыс и людей с пищевой аддикцией). А в популярных СМИ публикуются дебаты о том, в какой именно степени опасны продукты с высоким содержанием сахара.
Алкоголь и духовность
С социально-демографического и поведенческого перейдем на символический пласт проблемы алкоголизма. Для этого вспомним историю основателя всемирно известной программы Анонимных Алкоголиков (АА), Билла Уилсона. По этой системе, основанной на так называемых «12 шагах», лечатся повсеместно. Задача шагов — постепенное духовное переориентирование при поддержке наставников, бывших в схожей ситуации. Одной из целей будет признание факта зависимости и принятие некой «высшей силы», или Бога, который может пониматься по-разному, но становится важным аспектом в выздоровлении. Группы обычно бесплатны и нередко базируются при религиозных учреждениях, что только усиливает духовную составляющую
Эта система до сих пор считается одной из самых эффективных. Так, мета-обзор 35 исследований, включающих работу 145 ученых и результаты 10 080 участников указывает, что АА почти всегда оказывались более действенными, чем психотерапия, для достижения воздержания. Кроме того, большинство данных показали, что участие в АА снижает расходы на здравоохранение.
Билл Уилсон, основатель программы, рос с дедушкой, который страдал алкоголизмом, и сам начал выпивать во взрослом возрасте для раскрепощения, называя алкоголь «эликсиром жизни». Вскоре мужчина заболел зависимостью с последствиями в виде психоза, сопряженного с депрессией. По воспоминаниям Уилсона, однажды он был госпитализирован и, лежа в больничной палате в тяжелом состоянии, начал молиться. В этот момент мужчина пережил экстатический опыт внутреннего света и безмятежности, а всего через несколько часов почувствовал себя обновленным. Выписавшись, он больше никогда не употреблял спиртное и придумал систему избавления от зависимости, базирующуюся на принципах духовного роста.
Интересно, что Уилсон переписывался со знаменитым швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. В письме ученому основатель Анонимных Алкоголиков отмечал, что на 12-шаговую концепцию программы его вдохновил именно Юнг публичным описанием поведения одного из пациентов. Речь шла о «мистере Роналде Х.», безуспешно лечившемся у именитого психотерапевта от зависимости. В описании клинического случая Юнг говорил о провалах в лечении Роналда по причине бездуховности пациента, тогда как его запои были своего рода «духовной жаждой низкого уровня». Исцеление при этом было бы возможно только при желании самого человека найти путь к Богу, что не случилось.
Знаменитая фраза «Spiritus contra spiritum» (примерный перевод с латыни «дух против алкоголя»), которой Юнг заканчивает письмо Уилсону в 1961 году, аллегорично передает суть вышесказанного. В ней подчеркивается общая этимология спиритуальности, духовности и спиртного, а также тот факт, что обе темы лежат в одной символической плоскости. А значит, духовная составляющая способна помочь избавиться от пагубных пристрастий. Что и понял Уилсон, внедрив затем эту идею в концепцию Анонимных Алкоголиков.
Плохой и хороший Дионис
Интересный символизм мы видим и в представлениях древних греков, если рассмотреть фигуру бога Диониса. Хотя он традиционно ассоциируется сегодня с виноделием и алкогольными возлияниями, изначальная дионисийская суть гораздо глубже. Так, исследовательница архетипов Джин Шинода Болен метафорично говорит о следующем: «Его [Диониса] владения распространяются на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит».
Получается, дионисийский дух — это прежде всего то, что связывает нас с собственной телесностью, первоприродой, эдакой первобытной сутью жизни, отсоединяя на время от бремени разума. Эта метафора созвучна с тем, чего часто хотят люди, употребляя алкоголь: «отключить голову», «забыться».
Примечателен факт, что в древних Дельфах Дионис делил один храм с Аполлоном — богом, традиционно ассоциируемым с разумом, правилами и долженствованиями. Считалось, что девять месяцев в году люди поклонялись Аполлону, а оставшиеся три — Дионису. Если смотреть на это символически, то суть Диониса — в достаточном отдыхе, в чем-то противоположном обязанностям, планированию и долженствованию.
В этом контексте «плохой Дионис» — это то, что «отключает голову» в растворении в алкоголе и других зависимостях. Не имея возможности качественно восстанавливаться от повседневных хлопот; перерабатывать стресс и тревожно-депрессивные мысли; своевременно чувствовать потребности своего тела — человек выбирает разрушительные способы поддержания себя. Тогда как «хороший Дионис» — это развитый навык отдыха; увлекательные хобби, «отключающие голову» с пользой (спорт, танцы, пение, телесно-ориентированные практики, йога, медитации), и время, проводимое на природе.
Таким образом, в вопросах алкогольной зависимости важно не только иметь честность с собой в осознании текущего положения дел и возможных последствий, но и пытаться разобраться в первопричинах появления аддикции, исследуя свои копинг-стратегии, отношения с духовной сферой и умение качественно отдыхать. Рекомендуется обращаться к специалистам (врач-нарколог, психиатр) для своевременной диагностики.