Нервная анорексия и нервная булимия имеют уникальные и загадочные симптомы, такие как ограниченное поведение по отношению к еде или переедание, искажения образа тела, отрицание истощения и устойчивость (резистентность ) к лечению. Расстройства пищевого поведения обычно склонны к хроническому течению и частым рециливам заболевания. Кроме того, как известно , уровень смертности при нервной анорексии выше, чем при других психических расстройствах. Пациенты с анорексией и булимией отличаются перфекционизмом, эго – синтонностью, обсессивно-компульсивной коморбидностью и склонностью к проявлениям дисфории и ангедонии. Больные нервной анорексией , как правило, стремятся к ограничениям,например , к ограничениям аффекта и эмоциональной выразительности, они приверженцы аскетизма, в то время как больные с нервной булимией более импульсивны и демонстративны.
Подобные симптомы часто замечают в детстве, до появления расстройства пищевого поведения, они сохраняются и после выздоровления больного, что позволяет предположить, что здесь мы имеем дело с признаками, которые создают повышенную “уязвимость” для развития расстройств пищевого поведения.
Создается впечатление, что измененная функция серотонина в мозге (5-НТ) способствует нарушению регуляции аппетита, настроения и контроля за импульсами. Исследования, проведенные с помощью томографии мозга, использующие 5-HT-специфические лиганды, показывают, что нарушения функции 5-HT происходят, когда симптомы расстройств пищевого поведения обостряются или, когда стихают в своей выраженности. Возможно, что связанные с расстройством пищевого поведения нарушение нейрональной модуляции 5-HT предшествует появлению нервной анорексии и способствует проявлению преморбидных симптомов тревоги, одержимости какой-либо одной идеей и торможению. Подобный “дисфорический темперамент” может включать в себя внутреннее нарушение регуляцию эмоциональной сферы и сбои в системе вознаграждения, которые также опосредуют гедонистические аспекты питания, что делает людей с такими проблемами “уязвимыми” по отношению к расстройствам пищевого поведения и, в частности, к изменчивости аппетита. Ограничение приема пищи в этом случае может стать мощным стимулом, потому что оно обеспечивает временную передышку от дисфории.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) с радиолигандами предоставляет возможность напрямую охарактеризовать пути 5-НТ в мозге и их связь с поведением. Например, пониженная функция 5-HT (2A) рецептора фиксировалась при нервной анорексии, тогда как повышенная функция 5-HT (1A) рецептора наблюдалась при нервной булимии. Кроме того, результаты исследования визуализации мозга коррелируют с измененной функцией рецептора 5-HT (1A) и 5-HT (2A) с признаками, часто обнаруживаемыми у больных с расстройством пищевого поведения, в частности , такими как “предотвращение вреда”. Наконец, изменения со стороны этих рецепторов проявляют тенденцию затрагивать пути, включающие лобную, поясную, височную и теменную области. Изменения этих контуров нейронов ( сетей , схем ) могут пвлиять на настроение и контроль за импульсами , а также на мотивирующие и гедонистические аспекты пищевого поведения.
Несколько факторов подросткового возраста могут повысить риск “уязвимости” по отношению к нервной анорексии. Во-первых, связанные с половым созреванием женские гонадные стероиды или возрастные изменения могут усугубить нарушение регуляции 5-НТ. Во-вторых, стресс и / или культурное и социальное давление могут способствовать росту тревоги и склонности к навязчивым состояниям. Пациенты с анорексии могут обнаружить, что снижение потребления пищи (за счет снижения доступности триптофана в плазме) является средством, с помощью которого они могут модулировать функциональную активность тревожное настроение ( 5-НТ мозга ). Здесь как бы создается “порочный круг” , который объясняет хронификацию этого расстройства, поскольку ограничение калорийности приводит к кратковременной отсрочке от дисфории. Однако, систематическое недоедание и потеря веса, в свою очередь, вызывают изменения во многих нейропептидах и меняют активность и функции моноаминов, возможно, в целях сохранения энергии, но при этом также усиливаются и симптомы дисфории.
Исследования, проведенные в нескольких центрах, показывают, что измененная активность серотонина сохраняется даже после продолжительной нормализации веса, питания и менструальной функции, но при этом также сохраняются и тревожность, упрямство и перфекционизм. У некоторых пациентов в ремисси могут наблюдаться постоянные изменения дофамина или некоторых нейропептидов.
Хорошо известно, что недоедание вызывает изменения в нейроэндокринной функции. Совсем недавно было обнаружено, что нарушения в системах нейронов играют роль в модуляции питания, настроения и контроля над импульсами. Эти нейронные системы включают нейропептиды ( кортикотропин – релизинг гормон – CRH, опиоиды, нейропептид-Y- NPY и пептид YY – PYY, вазопрессин и окситоцин, CCK и лептин) и моноамины (серотонин, дофамин, норэпинефрин).